Расстройство аутического спектра (СРА) диагностируется преимущественно в возрасте до 3 лет. В этом возрасте можно понять личность ребенка, увидеть особенность взаимодействия со сверстниками и определить степень коммуникации. Дети со СРА более ранимые и замкнутые, могут иметь склонность к повторяющимся действиям. У них наблюдается отставание в речевом развитии. Проводить время в одиночестве – предпочитаемая линия поведения. Ребенок даже может не откликаться на свое имя. Такие особенности отличают детей с расстройством аутического спектра от других, но есть нечто общее. Вне зависимости от диагноза все любят играть. И это важная тема для родителей, на которую нужно обратить особое внимание.
Принцип выбора игрушек
Дети-аутисты предпочитают игрушки для младшей возрастной категории. Различные развивающие материалы позволяют познавать окружающий мир, не выходя из зоны комфорта. Это важный момент для внутреннего спокойствия и отсутствия страхов. Нужно соблюдать баланс между сложностью формы СРА и простотой выбираемых игрушек. Чем тяжелее протекает развитие, тем проще должны быть изделия. Обратите внимание на:
- детские музыкальные инструменты;
- кубики разных размеров, расцветок и тематического оформления;
- фигурки с рельефной формой;
- книги из ткани и плотного картона;
- деревянные игрушки;
- настольные игры в стиле бродилок.
Как это работает
Перед родителями стоит задача – активизировать чувство осязания, которое слабо проявляется при диагнозе СРА. Справиться с этим помогут развивающие игрушки для детей с аутизмом и нарушением навыков общения. Именно через тактильные ощущения можно запустить этот процесс. Ребенок исследует и получает новую информацию. Чаще всего дети предпочитают определенную тематику, что касается также критериев цвета, формы, размера. Тут главная задача – не попасть в плен однообразия. Новая тематика встречается настороженно, может проявляться нежелание к познанию других игрушек. Разнообразие должно быть, но в пределах психологического комфорта восприятия и с постепенным внедрением в поле интересов.
Почему важна именно сенсорность
Дети вне зависимости от возраста с диагнозом СРА имеют большую потребность именно в сенсорных ощущениях. Информация из внешнего мира у них воспринимается иначе, нежели у нейротипичных детей. Это и является причиной, почему важна тактильная подача информации и знаний. У ребенка с аутизмом комната не должна быть завалена огромным количеством игрушек. Это может стать причиной беспокойства, тревоги и еще большей замкнутости. Таких состояний следует избегать, поскольку они могут дать откат от точки предыдущего прогресса. В этом случае работу придется начинать заново по восстановлению контакта. На сайте http://aba-kurs.com/ можно найти много полезной информации по этой теме.
Приобретайте игрушки с учетом интересов ребенка. Уделяйте внимание деталям, которые будут помогать развивать также мелкую моторику. Это могут быть изделия с пуговицами, шнурками, различными шуршащими деталями, рельефными камнями. Не оставляйте без внимания пазлы, конструкторы, головоломки и развлечения на батутах. Правильно подобранные игрушки помогут малышу научиться взаимодействовать с окружающими, строить с ними диалог и, конечно, развиваться и социализироваться.